Наверное, это связано с самой природой человека – существа не слишком скоростного от рождения. Нет, в сравнении с какой-нибудь черепахой, мы выглядим достойно, но куда нам тягаться с гепардом, с его 120 км/ч? Или со стрижем – 160 км/ч? Эти товарищи могли бы многое рассказать нам о настоящей скорости движения! Мы же довольствуемся жалкими 4-6 км/ч при ходьбе и 15-25 км/ч при беге (спринтеры-рекордсмены могут 37 км/ч на «стометровке»). Как говорится – чем богаты…
Мои ученики очень не любят запрещающий знак «ограничение максимальной скорости 20 км/ч». При въезде в зону действия такого дорожного знака их лица начинают излучать уныние, перерастающее, местами, в страдание.
20 км/ч – это очень очень очень медленно!
Попробуйте, двигаясь пешком, по дороге на работу «войти» в фонарный столб. Будет больно? А это всего лишь пять километров в час. Что же будет на двадцати?! В жилых зонах и на дворовых территориях транспортные средства ограничены максимальной скоростью в 20 км/ч. Многие не соблюдают, но основная масса водителей именно с такой скоростью передвигается по дворам, зная, что пешеход – существо опасное и непредсказуемое. Вспомните свои ощущения - гуляя по дворам, вы хоть чуть-чуть опасаетесь мимо проезжающих автомобилей? Честно скажу - я нет. Не страшно. Между тем, скорость 20 км/ч – это в четыре раза быстрее чем я хожу, и больнее «фонарного столба» как минимум во столько же.
Бампер автомобиля «приезжает» как раз под колени пешехода.
Могу привести другой пример, давайте решим задачку.
Дано: Вы ночью двигаетесь вне населенного пункта на своем автомобиле по неосвещенному участку дороги. Не нарушаете, поэтому ваша скорость составляет идеологически выдержанные 90 км/ч. Едете с ближним светом фар, так как постоянно на дороге присутствуют встречные транспортные средства, а слепить их не хочется. Впереди на дорогу выходит старенькая бабушка, бредущая на покос. Погода хорошая, асфальт сухой и технически исправен ваш автомобиль.
Вопрос: Сколько метров бабушка проедет вместе с вами?
Ближний свет фар хорошо светит метров на тридцать и еще метров на двадцать дает отблеск. Будем счетать что наша зона видимости примерно равна пятидесяти метрам.
Время реакции водителя - величина не постоянная. На нее влияет куча факторов, таких как: психотип человека, усталость, опыт, элемент неожиданности, алкоголь и т.д. Среднее время реакции водителя принято считать равным 1 секунде.
90 км/ч делим на 3.6 и получаем скорость 25 м/с. Это примерно равно расстоянию между фонарными столбами вдоль дороги. Представьте, ваше тело перемещается от одного столба до другого всего за одну секунду!
Увидели мы бабушку на дороге, сообразили что едем в нее, нажали на педаль тормоза. В этот момент автомобиль проехал расстояние в двадцать пять метров - половину нашей зоны видимости!
Далее срабатывают тормозные механизмы и автомобиль начинает замедляться. Расстояние, пройденное с момента начала торможения до полной остановки, называется тормозным путем. На величину тормозного пути так же влияет множество факторов. Состояние дорожного покрытия, температура, рисунок протектора колеса, юз и т.д. В идеальных условиях тормозной путь со скорости 90 км/ч составляет примерно 45 метров.
А дальше начинается простая математика...
Ясно, что задача очень примитивная и не учитывает множество деталей, но... Двигаясь ночью, даже с разрешенной скоростью 90 км/ч (скорее всего ниже скорости основного потока), мы не можем рассчитывать на абсолютную безопасность! Подумайте об этом.
На скорости 60 км/ч картина будет разительно отличаться.
P.S. При написании данной статьи ни одна бабушка не пострадала.
P.P.S. Попробуйте калькулятор тормозного пути - в нем можно поиграться с типами дорожного покрытия и скоростью движения. Очень познавательно, особенно если выбрать тип покрытия - лед.
Комментарии
Катерина Иванова
пн, 25/01/2016 - 22:42
Постоянная ссылка (Permalink)
Не страшно превышать, пока инструктор рядом
Дмитрий Сапцов
вт, 26/01/2016 - 21:49
Постоянная ссылка (Permalink)
Все ученики любят популять,