Про скорость движения.

Мы недооцениваем скорость.

Наверное, это связано с самой природой человека – существа не слишком скоростного от рождения. Нет, в сравнении с какой-нибудь черепахой, мы выглядим достойно, но куда нам тягаться с гепардом, с его 120 км/ч? Или со стрижем – 160 км/ч? Эти товарищи могли бы многое рассказать нам о настоящей скорости движения! Мы же довольствуемся жалкими 4-6 км/ч при ходьбе и 15-25 км/ч при беге (спринтеры-рекордсмены могут 37 км/ч на «стометровке»). Как говорится – чем богаты…

Мои ученики очень не любят запрещающий знак «ограничение максимальной скорости 20 км/ч». При въезде в зону действия такого дорожного знака их лица начинают излучать уныние, перерастающее, местами, в страдание.

20 км/ч – это очень очень очень медленно!

Попробуйте, двигаясь пешком, по дороге на работу «войти» в фонарный столб. Будет больно? А это всего лишь пять километров в час. Что же будет на двадцати?! В жилых зонах и на дворовых территориях транспортные средства ограничены максимальной скоростью в 20 км/ч. Многие не соблюдают, но основная масса водителей именно с такой скоростью передвигается по дворам, зная, что пешеход – существо опасное и непредсказуемое. Вспомните свои ощущения - гуляя по дворам, вы хоть чуть-чуть опасаетесь мимо проезжающих автомобилей? Честно скажу - я нет. Не страшно. Между тем, скорость 20 км/ч – это в четыре раза быстрее чем я хожу, и больнее «фонарного столба» как минимум во столько же.

Бампер автомобиля «приезжает» как раз под колени пешехода.

Задача на скорость.

Могу привести другой пример, давайте решим задачку.

Дано: Вы ночью двигаетесь вне населенного пункта на своем автомобиле по неосвещенному участку дороги. Не нарушаете, поэтому ваша скорость составляет идеологически выдержанные 90 км/ч. Едете с ближним светом фар, так как постоянно на дороге присутствуют встречные транспортные средства, а слепить их не хочется. Впереди на дорогу выходит старенькая бабушка, бредущая на покос. Погода хорошая, асфальт сухой и технически исправен ваш автомобиль.

Вопрос: Сколько метров бабушка проедет вместе с вами?

Ближний свет фар хорошо светит метров на тридцать и еще метров на двадцать дает отблеск. Будем счетать что наша зона видимости примерно равна пятидесяти метрам.

Время реакции водителя - величина не постоянная. На нее влияет куча факторов, таких как: психотип человека, усталость, опыт, элемент неожиданности, алкоголь и т.д. Среднее время реакции водителя принято считать равным 1 секунде.

 

90 км/ч делим на 3.6 и получаем скорость 25 м/с. Это примерно равно расстоянию между фонарными столбами вдоль дороги. Представьте, ваше тело перемещается от одного столба до другого всего за одну секунду!

Увидели мы бабушку на дороге, сообразили что едем в нее, нажали на педаль тормоза. В этот момент автомобиль проехал расстояние в двадцать пять метров - половину нашей зоны видимости!

Далее срабатывают тормозные механизмы и автомобиль начинает замедляться. Расстояние, пройденное с момента начала торможения до полной остановки, называется тормозным путем. На величину тормозного пути так же влияет множество факторов. Состояние дорожного покрытия, температура, рисунок протектора колеса, юз и т.д. В идеальных условиях тормозной путь со скорости 90 км/ч составляет примерно 45 метров. 

А дальше начинается простая математика... 

Ясно, что задача очень примитивная и не учитывает множество деталей, но... Двигаясь ночью, даже с разрешенной скоростью 90 км/ч (скорее всего ниже скорости основного потока), мы не можем рассчитывать на абсолютную безопасность! Подумайте об этом.

На скорости 60 км/ч картина будет разительно отличаться.

P.S. При написании данной статьи ни одна бабушка не пострадала.

P.P.S. Попробуйте калькулятор тормозного пути  - в нем можно поиграться с типами дорожного покрытия и скоростью движения. Очень познавательно, особенно если выбрать тип покрытия - лед.

Комментарии

Почему-то, когда я училась в автошколе, я постоянно превышала скорость. Меня учила женщина-инструктор, и она жаловалась, что реально страшно со мной ехать, она все время держит ногу на втором тормозе. Там, где надо было ехать со скоростью 50 км в час, я ехала около 65, а там, где 70 - выжимала все 80. Меня не смущало даже то, что пару раз я чуть не поехала под троллейбус, и то, что инструктор постоянно била по тормозам. На экзамене я ехала на самой максимально допустимой скорости - то есть 60 вместо 50, и так далее. Правда, инструкторам это даже нравилось. Поэтому, несмотря на плохое перестроение, экзамен с третьего раза я сдала:) Но вот стоило мне поехать самой, без инструктора, и меня словно подменили. Теперь я стараюсь ехать даже медленнее, чем предписывают знаки. Знаю, что в случае чего уже никто не нажмет на тормоза.

Все ученики любят популять, как ни странно это от страха. Попадая в стрессовое положение, мы хотим быстрее его покинуть и, неосознанно начинаем ускоряться. Хорошо что прошло, многих не отпускает и их легко заметить на дороге по нервному стилю езды.